?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ассиметрия мозга и "врожденное" заикание у детейВ начале второго года жизни ребенок начинает производить первые слова. Как правило, это либо односложные слова, либо двухсложные, но состоящие из двух одинаковых слогов. Например, «дя-дя», «ба-ба» и т. п. В таких словах встречаются преимущественно губные или переднеязычные гласные. Значение первых слов еще крайне расплывчато. Например, годовалый ребенок словом «дя-дя» может обозначать своего папу, постороннего мужчину, проезжающую мимо машину и часто любую новую вещь, которую он видит в первый раз. Однако с течением времени в этом слове начинаются появляться как смысловые, так и фонетические оттен-ки. Папа уже обозначается словом «тя-тя», хотя за посторонними людьми и новыми предметами сохраняются по-прежнему «дя-дя», но и здесь начинают слышаться различные мелодические оттенки.

Интересно, что если в литературе прошлых лет, особенно отечественной, праворукость и доминирование (как считалось в те времена) левого полушария головного мозга объяснялось большим развитием двигательной активности правой руки, связанной с историческими особенностями развития человека (например, воин должен держать щит левой рукой, а правой мечь и т. п.), то сейчас появляются прямо противоположные тенденции.

Было замечено в серии тщательно поставленных опытов, что до начала двухслогового лепетания отсутствует предпочтение какой-либо из рук v ребенка (рукость определялась по количеству контактов за 60 с левой и правой рук ребенка с игрушкой). Праворукость появлялась одновременно с двухслоговым лепетанием, но затем через две недели исчезала, с тем чтобы появиться снова (уже надолго) с пятой недели после начала двухслогового лепетания [Ramsay, 1984].

Если принять во внимание описанное выше преимущество левого полушария головного мозга — большой объем височной доли, то логично предположить, что праворукость является следствием вступления в действие этих зон мозга в связи с развитием речевых функций. Таким образом, не начало движений определяет развитие речи, а начало развития речи определяет изменение асимметрии в двигательных реакциях. Поистине «в начале было Слово»!

Общее количество леворуких в популяции не так легко определить, как кажется. Дело в том, что во многих культурах пользование левой рукой в распространенных двигательных реакциях — письма, еды и т. п. считается неприличным. Поэтому врожденных левшей старательно переучивали и переучивают до сих пор. Кроме того, преимущественное использование левой руки еще не ничего не говорит о левшестве вообще, т. е. о полной моторной асимметрии в пользу левой стороны тела. Существует множество тестов на определение левшества, и в зависимости от полноты их использования меняется доля левшей, найденная в исследованиях, которая колеблется от 1 до 30%. Чаще называются цифры 5—15% [Брагина, Доброхотова, 1981].

Наблюдается зависимость левшества от пола, но данные по этому вопросу еще более противоречивы, чем данные о доле левшей в популяции. Большинство исследователей склоняется к тому, что левшей больше среди мужчин. Так, по данным западных авторов, среди лиц мужского пола 11,3% левшей, а среди лиц женского — 7,5% [Heim, Watts, 1976]. По данным японских авторов, левшей мужского пола 4,3%, женского — 2,25% [Takeshi, Zenjiro, 1976]. При этом интересно, что более чем у 95% правшей речь контролируется левым полушарием и менее чем у 5% — правым. У 70% левшей речь и языковые функции также контролируются левым полушарием, у 15% — правым, а у остальных 15% обнаруживаются признаки управления речью со стороны обоих полушарий [Springer, Deutsch, 1983].

Из других асимметрий кроме упомянутой рукости в раннем онтогенезе были изучены спонтанные повороты головы, реакции ног на тактиль-ное раздражение, шагательный рефлекс, тонический шейный рефлекс, новорожденных в возрасте 2—4 суток преобладали правые ассиметрии.

Нужно учесть, что первые признаки нестабильности речи начинают проявляться на втором году жизни ребенка. Очевидно, что леворуким жить сложнее, так как почти все в этом мире приспособлено для правшей. Однако, переучивать левшей, вмешиваясь в работу мозга, настоятельно не рекомендуется. Это может привести к, так называемому, "врожденному" заиканию и часто приводит в подростковом возрасте к дислексии, дисграфии, логоневрозу, неврозу или депрессии. Если Вы заметили у ребенка признаки левшизма, мы рекомендуем обратиться за консультацией к врачу невропатологу и логопеду.

Tags Заикания:

Comments

( 1 комментарий — Оставить комментарий )
kunfui
21 авг, 2008 17:52 (UTC)
Приветствую автора журнала! Случайно нашел его и сразу же подписался. В ближайшее время намерен ознакомиться с со статьями и что-то попробовать.

Мне 23 года, я заикаюсь если не с рождения, то с детсада точно. Меня пытались в свое время лечить по-всякому, но ничего не помогло... Думаю, этот ресурс окажется мне полезен, странно, что он пока не популярен.

Мне было бы интересно пообщаться с человеком, который избавился от заикания где-нибудь после 20 лет.
( 1 комментарий — Оставить комментарий )