?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

3. Глава 1.

Недавно повторяли один старый советский фильм  -  "Доживем до понедельника". Действие фильма происходит в средней школе. И вот, на уроке литературы было задано сочинение на тему «Счастье». Один из учеников написал: «Счастье - это когда тебя понимают!»  Я бы продолжил эту мысль: «Счастье – это когда ты можешь свободно высказать свою мысль, и тебя поймут».

 Это – как бы эпиграф. Чтобы, как в настоящей книге. Хотя это не настоящая книга. Это... даже не знаю, как назвать. Вот. Придумал. Это «описание моих поисков верного средства от заикания».

  Мой младший брат уже много лет заикается. Сейчас ему семнадцать. А началось это, когда ему было четыре года. Родители стали водить его к логопедам, но все было бесполезно. Те только разводили руками, держа в них незаработанный гонорар. А глаза брата становились все грустнее и глубже. И чем старше он становился, тем острее ощущал  свою беду.  Я не буду описывать, что ему пришлось перенести за эти годы. Да это и невозможно описать.  Ведь со стороны все кажется иначе. У каждого заикающегося своя история, нередко трагическая.

 Но хватит о грустном.  Мысли о брате и желание изменить его судьбу усадили меня за старенький компьютер. Mozilla Firefox (это такой вездеход-браузер) в нетерпении забила своим рыжим хвостом, предчувствуя долгое и трудное путешествие по сайтам и странам. Несколько переводчиков выстроились на панели задач, прочистив от пыли свои библиотеки. Я решил перерыть  всю планету и найти способ помочь брату. Не слишком ли я самонадеян?

 Случай брата не уникальный, около 1% людей на нашем шарике заикаются, поэтому я решил вести путевые заметки. Может, еще кому помогут мои поиски эликсира нормальной речи.

Сразу признаюсь, что я не врач. Поэтому относиться к написанному мной следует с известной долей скептицизма и иронии. Все, о чем я пишу – это мой личный опыт. Когда прочтете эти записи  – будет и ваш. Опыт  дело заразное.

 

Наш голос

 

С чего начать поиски? С азов. С голоса. Первое, что мы делаем, когда рождаемся на свет, кричим. Даем понять этому миру, что мы уже здесь. И что поразительно, наши мамы могут узнать наш голос из десятка других. Что это? Экстрасенсорные проявления? Материнский инстинкт? А потом, в детстве, мы часто слышим фразу: не кривляйся, говори нормальным голосом. Нормальный голос. А что это такое? Вот и первый вопрос, заданный мной поисковой системе Интернета. И первый ответ. На сайте Издательского Дома «Аргументы и факты» я нашел статьи некоего Блудова. Интересные вещи я там узнал.

Несмотря на неповторимую уникальность каждого человека, существуют общие принципы развития голоса, его мутации и становления. В каждом возрасте природа выбирает один из нескольких возможных анатомических резонаторов организма и делает его ведущим, главным. Интересный факт: если рассчитать длину звуковой волны крика новорожденного, то получается, что она равна длине позвоночника его мамы. Таким образом, мама в прямом смысле «спинным мозгом чувствует» голос своего малыша. И еще одно «мистическое» совпадение. Высота стандартного камертона, по которому настраивают все музыкальные инструменты — нота ля первой октавы — также совпадает с высотой крика новорожденного. К шести годам голос ребенка становится приблизительно в два раза ниже, а диапазон увеличивается на октаву. Следующий этап — это мутация голоса, когда в период полового созревания происходят кардинальные изменения в анатомии и гормональном статусе. Плюс еще одна октава — очередное понижение высоты голоса. И последний раз она понижается в возрасте около 18 лет, знаменуя собой окончательное физиологическое взросление организма. Как раз возраст моего брата. Каждому периоду свойственны свои опасности и шансы, изменяющие течение логоневроза, или заикания. Мутация голоса является благоприятным периодом для коррекции заикания. И вот почему. Вспомним (это он вспоминает, а я впервые об этом слышу), что заикание связано с повышенным тонусом двигательного речевого центра Брока (это участок в коре головного мозга), который руководит, кроме всего прочего, тонусом голосовых связок, вызывая их спазмы. Если провести аналогию между голосовой связкой и струной, то нетрудно понять, что повышенный тонус голосовых связок — это перетянутая струна, которая звучит неестественно высоко. Именно поэтому у всех заикающихся мы обнаружили более высокий голос, чем следовало ожидать исходя из их анатомии. Во время мутации голоса происходит увеличение длины голосовых связок, т.е. увеличение длины струны и понижение основного тона. Появляется шанс снижения спастической готовности, и было бы грешно им не воспользоваться. Возникает естественный вопрос — выходит, что люди с низкими голосами не заикаются? Оказывается, так и есть!  Вы поняли, что он сказал? Люди, говорящие низким, голосом не заикаются! Вот первая важная находка!!!

А откуда он берется, наш голос? Надо забраться на анатомические сайты и подсмотреть.

голосовой  аппаратАнатомия голосового аппарата

 
У человека голосовые связки состоят из мышечной и соединительной ткани, натянутые симметрично с каждой стороны между  голосовым отростком черпаловидного хряща и внутренней поверхностью  угла щитовидного хряща гортани. Они участвуют в образовании звуков.

 

 

 

 

 

 

органы,  участвующие   в  голосообразовании

1  - гортань; 
2 - дыхательное горло; 
3 - разветвление бронхов; 
4 - легкие; 
5 - диафрагма


В голосообразовании задействованы глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, грудная клетка и мышцы брюшной полости. Указания двигательным нервам поступают из мозга, заставляя работать органы голосообразования. Это единый сложнейший механизм.

 

Вы сейчас, наверное, удивились, увидев рисунок строения органов слуха. А это, мол, зачем? Оказывается, и слух необходим для нормального развития голоса.

 


восприятие слуха            Слух является основным регулятором голоса.

Голос напрямую связан со слухом. Без участия слуха голос не может правильно формироваться. Качество голоса зависит от состояния здоровья слухового аппарата точно так же, как слуховой аппарат от состояния здоровья  голосового аппарата: здесь связь двухсторонняя - одно не может существовать без другого.

Слуховые   восприятия  осуществляются   через   деятельность голосовых органов, слушая речь, музыку  или пение, мы "про  себя", а иногда  и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем.

В реальном общении только 10% информации о вас поступает благодаря глазам, остальную информацию сообщает ваша речь, ваш голос. Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека. Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам  о его чувствах и характере? Ведь голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячей оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли. Голос наиболее полно раскрывает характер, настроение и даже душевные свойства человека. Можно изменить внешность, прическу, придать нужное выражение своему лицу, но в голосе всегда почувствуется фальшь.

Неестественная высота голоса, оказывается, вызывает запредельное торможение коры головного мозга.

Чрезмерное интонирование — признак повышенной эмоциональности и нарушения бета-ритма.  Это что такое? Так называемый «интеллектуальный» бета-ритм мозга имеет частоту до 38 герц. Именно он находится в зоне естественной интонации. Вы, наверное, сами обращали внимание, что люди, которые имеют «холодную» голову, в критических ситуациях никогда не повышают голос и интонации, а поэтому всегда принимают верные решения или находят нужные слова.

Вторая крайность — недостаточное интонирование - делает голос монотонным, бледным, неуверенным. Диапазон интонации  около 7–10 герц, а именно на частоте 7–13 герц  звучит природная «волна страха», излучаемая тайфунами, землетрясениями и извержениями вулканов и побуждающая все живое покидать очаги стихийных бедствий. Т.е. голос подсознательно воспринимается слушателями как испуганный с соответствующим отношением к его обладателю.

 

Почему-то вспомнил, как на уроках литературы учитель постоянно нам твердил: «Читайте с выражением!». А у нас от страха голос был монотонный, бледный и неуверенный. Это я уже перешел от звуков к словам и предложениям. А как они возникают - разберемся ниже.



Еще рекомендуем:
Як правило, після першого головного заняття у нашому центрі кожний пацієнт на сто відсотків розуміє, що потрібно робити з програмою на першій її частині і на другій. Питання на повторних консультаціях. Але з досвідом повторних консультацій, які інколи бувають з причини саме не розуміння або правильніше сказати неправильного виконання роботи вважаю за необхідне написати дану статтю саме для тих, у кого вже трапилася подібна ситуація (не все виходить так чітко, як було на першому занятті.), або для тих, хто „збирається„ в неї потрапити.

Как шутит Павел Лунгин Карлсон был прямо с него списан, когда ему было одиннадцать лет. И еще интересный факт. Эти знаменитые фразы: «Спокойствие, только спокойствие!» и «Пустяки, дело житейское» были придуманы не шведской писательницей Астрид Линдгрен, а родителями Лунгина.

Важно и понимание того, что речевые спазмы и нестабильность речи возникают от повышенного тонуса нервных речевых центров. Если у ребенка проблемы с речью. Что испуг в подавляющем большинстве случаев является не причиной, а лишь пусковым механизмом.

Tags Заикания: